Новые санкции США приравняли Россию к Ирану и террористам

rp_630_360_1444325863-9775-senat-ssha-400x2281111111111111.jpg

Вопрос о том, «наш» Трамп или не «наш», окончательно перестал быть актуальным 13 июня 2017 года. Именно в этот день Сенат США девяносто семью голосами против двух проголосовал за новый пакет санкций против российского руководства и связанных с ним олигархов, а также целого ряда секторов российской экономики.

Удар по «Газпрому» и олигархам

При таком раскладе сил в Палате представителей Конгресса США будет непросто существенно изменить поправки, а президенту — наложить на них вето. Ведь оно, будет, скорее всего, без проблем преодолено тем же Сенатом. Чтобы окончательно обезопасить поправки от любых изменений, сенаторы «пристегнули» их к закону о санкциях против Ирана.

Новый законопроект, если он будет принят в нынешнем виде, делает весь комплекс санкций, введенных администрацией Барака Обамы, федеральным законом. Чтобы их пересмотреть или отменить, президенту нужно будет обосновать сенаторам такой шаг. Кроме того, вводятся санкции против компаний и лиц, готовых инвестировать в проекты трубопроводов с участием России. Учитывая отсутствие собственных средств у «Газпрома» и необходимость привлечения иностранных инвесторов, этот пункт — удар по таким проектам, как Nord Stream-2, «Турецкий поток» и даже «Сила Сибири».

Под санкционный режим попадает ряд ранее не затронутых ограничениями отраслей экономики, например, судостроение, железные дороги и добыча полезных ископаемых. Желающим поучаствовать в приватизации российских госактивов нужно будет доказывать, что конечными бенефициарами в процессе не станут лица и компании, имеющие отношение к действиям против Украины, нарушениям прав человека, войне в Сирии и вмешательству в выборы в США. Это будет, мягко говоря, нелегко. Министерству финансов США предложено в течение полугода после принятия поправок представить предложения, стоит или не стоит вводить ограничения на покупку российских государственных облигаций и деривативов.

Наконец, министерствам и федеральным агентствам предложено подготовить доклад об экономических интересах, активах и связях высшего руководства России, близких к нему олигархов и членов их семей. Это явный намек на желание ввести новые персональные санкции. Таких санкций против российских интересов никто никогда не вводил. И это не считая 250 миллионов долларов, выделенных на борьбу с «российской пропагандой и дезинформацией», а также обещания поддерживать НАТО и ЕС в борьбе с попытками официальной Москвы ослабить их.

Как ответит Путин?

Законопроект создает большие проблемы Кремлю, ряду стран ЕС и части российской оппозиции. Если российское руководство во главе с Владимиром Путиным (он, кстати, впервые назван по имени в тексте поправок) хочет избежать новых санкций, то оно должно как минимум выполнить минские соглашения и прекратить поддержку режима Башара Асада в Сирии. А это трудно себе представить.

В нынешней логике действий Кремля — накалить ситуацию, хотя бы для того, чтобы не выглядеть проигравшим в глазах граждан России. Ограничения на деятельность американских компаний в России, новые репрессии против НПО и закрытие бюро «Радио Свобода» — вот только несколько самых простых возможных ответов сенаторам. Признание самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР» — другой возможный шаг, наряду с выходом из оставшихся договоров по ядерному разоружению и Основополагающего акта Россия-НАТО.

Все это легко сделать — и все это несет в себе гигантские риски для экономической и политической устойчивости российского режима. Тем более, что часть положений нового законопроекта напрямую угрожает российской верхушке и подталкивает тех, кто не хочет оказаться в санкционном списке, выступить против нынешней линии Кремля.

Россияновая мобилизация и политический кризис

Европейскому Союзу, прежде всего тем странам, которые выступают за более мягкую линию в отношении Москвы, тоже придется делать выбор. В последнее время гости из разных стран ЕС зачастили в Россию. Нет, никто не собирается отменять санкции и отказываться от требования выполнить минские соглашения. Однако создается впечатление, что возобновление business as usual с Москвой для многих кажется вполне возможным. Логика проста — санкции не отменяем, но подходим к ним формально. Максимально расширяем число исключений. Активизируемся в тех сферах, где ограничений нет или они не столь очевидны.

Однако у большинства европейских компаний есть гигантские интересы в Соединенных Штатах. Там действуют их филиалы, их акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Идти поперек американской линии им никак нельзя, особенно теперь, когда сенатские поправки делают бизнес в России зоной почти сплошного риска.

Наконец, если дополнительные санкции будут введены в действие, нелегко придется той части российских оппозиционеров, которые пытаются бороться с кремлевской политикой внутри страны, одновременно либо игнорируя, либо поддерживая нынешний внешнеполитический курс.

DW

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>