Сегодня 500 лет «Утопии»

Сэр Томас Мор

В декабре нынешнего года исполняется 500 лет со дня первого издания великой книги Томаса Мора «Утопия». Слова «утопия» и «антиутопия» знают сегодня все, а вот что стоит за ними, многие подзабыли. Мы решили напомнить несколько интересных фактов о великом английском мыслителе, его знаменитой книге и порожденных ею утопиях и антиутопиях.

1.В этимологии слова «утопия» есть до сих пор не разрешенная и крайне любопытная двусмысленность. С одной стороны, оно — сочетание двух греческих слов — u («не») и topos («место»), то есть несуществующее, выдуманное место. С другой стороны, его можно толковать и как Eutopia, где eu — обозначает «благое», и утопия, таким образом, превращается в «благое место». Характерно, что оба значения вполне соответствуют намерениям автора «Утопии» описать выдуманное, несуществующее — но, безусловно, благое и желанное место.

Image copyrightHUTTON ARCHIVE
Image caption«Остров Утопия». Гравюра немецкого художника Амброзиуса Гольбейна из третьего издания «Утопии» Томаса Мора с изображением фантастического города, 1517 г.

2.Первое издание «Утопии», 500-летний юбилей которого мы сейчас отмечаем, осуществил во фламандском (ныне бельгийском) городе Лёвен друг Томаса Мора Эразм Роттердамский. Там же, в Лёвене, «Утопия» и была написана — на латыни. На родине автора первый английский перевод был напечатан только в 1551 году — уже после казни Мора и смерти короля Генриха VIII — сначала покровителя мыслителя, а затем его преследователя. Во Фландрии Мор находился как посол английской короны. Сегодня небольшой бельгийский город — центр празднования юбилея «Утопии». Здесь с октября 2016 по январь 2017 года проходят специальные выставки, театральные спектакли, концерты и экскурсии по связанным с «Утопией» и ее автором местам.

Сэр Томас Мор

3.Томас Мор родился в семье лондонского судьи, получил блестящее — как католическое, так и светское — образование и уже в 26 лет стал депутатом английского парламента. Его карьера при дворе развивалась стремительно — член «Тайного совета», спичрайтер короля Генриха VIII в его яростной полемике с основоположником и лидером Реформации Мартином Лютером, посол. На дипломатической службе он был удостоен рыцарского звания, затем был избран спикером Палаты общин и, наконец, назначен на пост Лорда-канцлера — в те годы одну из важнейших должностей в государстве.

4.Привилегированное положение Томаса Мора при дворе Генриха VIII сохранялось до тех пор, пока сохранялась приверженность короля католицизму. В 1530 году, раздосадованный нежеланием папы римского Климента VII утвердить его развод с первой женой — бездетной Екатериной Арагонской, — Генрих с той же страстностью, с которой он защищал католицизм от реформаторов, набросился теперь на папский Рим. Этот — изначально вполне частный — конфликт привел к разгрому католических церквей и монастырей в Англии, отлучению Генриха VIII от католицизма и созданию протестантской Англиканской церкви. Преданный католик Томас Мор вызвал ярость короля, отказавшись посетить еретическую, по его мнению, церемонию бракосочетания с новой королевой Анной Болейн и признать отказ короля от католической церкви. Продолжавшееся в течение нескольких лет противостояние привело к обвинению Мора в государственной измене, заточению в Тауэре и казни 6 июля 1535 года путем обезглавливания. Спустя 400 лет, в 1935 году, Томас Мор был причислен Католической церковью к лику святых.

Казнь Томаса МораImage copyrightHULTON ARCHIVE/GETTY IMAGES
Image caption9 июля 1535 года по приказу короля Генриха VIII Томас Мор был казнен по обвинению в государственной измене. Гравюра, впервые опубликованная в Антверпене в 1587 году.

5.Захватывающая судьба Томаса Мора стала предметом многочисленных книг, театральных спектаклей, теле- и киноэкранизаций. Самая известная из них — снятый в 1966 году режиссером Фредом Цинеманном по одноименной пьесе Роберта Болта фильм «Человек на все времена». Главную роль в фильме сыграл великий английский актер Пол Скофилд. Кроме него, в картине снимались Орсон Уэллс и Ванесса Редгрейв. Фильм был удостоен шести «Оскаров», в том числе и трех самых главных — за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.

Пол СкофилдImage copyrightGETTY IMAGES
Image captionВ фильме «Человек на все времена» роль Томаса Мора сыграл великий английский актер Пол Скофилд

6.Парадоксально, что в своей «Утопии» правоверный католик Томас Мор описывает практики и обычаи, самым решительным образом противоречащие канонам католицизма. И если с недавних пор католическая церковь, скрепя сердце, с большим пониманием стала относиться к разводам, то другие принятые в Утопии порядки (бракосочетание для служителей церкви, женщины-священники) остаются неприемлемыми для Ватикана и поныне. А наиболее радикальные (вроде эвтаназии) признаны лишь в считанных, самых либеральных странах мира.

ПлатонImage copyrightGETTY IMAGES
Image captionАвтором первой дошедшей до нас утопии считается древнегреческий философ Платон. Его «Республика» была написана еще в IV веке до н.э.

7.Первым, задолго до Томаса Мора и появления слова «утопия», произведением утопического жанра считается написанная еще в IV веке до н.э. «Республика» древнегреческого философа Платона — описание идеального общества и его политической системы. Утопии существовали и в древнем Китае — «Персиковый источник» Тао Юаньмина (IV век н. э), и в средневековом арабском Востоке — «Добродетельный город» арабского философа Аль-Фараби (Х век). После Томаса Мора утопии росли и продолжают расти как грибы — от «Города Солнца» Тамазо Кампанеллы (1602) до произведений Артура Кларка, Урсулы Ле Гуин и японских аниме и манга. Имя им — легион.

8.Социально-политический характер большинства утопий, начиная с Платона, сделал неизбежным появление самостоятельного политического течения, получившего название утопический социализм, в котором на смену фантазиям пришли более или менее научно обоснованные социально-экономические теории. Труды Сен-Симона, Оуэна и Фурье легли в основу марксистской теории. Утописты Мор и Кампанелла почитались в Советском Союзе как предшественники марксизма. Хрущевская оттепель, оправившись от кошмаров сталинизма, вновь возродила жанр утопии. Самый характерный пример ее — коммунистическая утопия советского писателя-фантаста Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».

Image copyrightRIA NOVOSTI
Image captionКадр из советского кинофильма «Пленники Железной звезды», снятого в 1968 г. по роману Ивана Ефремова «Туманность Андромеды»

9.Утопия как жанр неотторжима от своего зеркального отражения — антиутопии. Сам термин (англ. dystopia) появился много позже породившей его «утопии» — впервые его применил чисто в политическом смысле английский философ и экономист Джон Стюарт Милл в 1868 году. Несмотря на это — то ли в силу извечного пессимизма человечества, то ли благодаря необоримой притягательности зла — антиутопии оказались куда популярнее утопий. Современные исследования в качестве первой антиутопии называют опубликованную в 1605 году на латыни сатиру английского епископа Джозефа Холла Mundus alter et idem («Мир иной и тот же самый»). К антиутопиям относят и многие произведения классической научной фантастики — «Пятьсот миллионов бегумы» Жюля Верна, «Машину времени» и «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса. Наиболее известны, конечно же, появившиеся уже в ХХ веке политические антиутопии: «Железная пята» Джека Лондона, «Мы» Евгения Замятина», «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «1984» Джорджа Оруэлла». Есть книги, сочетающие в себе оба жанра. Самая известная из них — «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта.

Image caption«Большой брат следит за тобой». Сцена из телеэкранизации Би-би-си классики антиутопии — романа Джорджа Оруэлла «1984»

10.Попытки воплотить утопию в политическую и социальную реальность предпринимались неоднократно, но оказывались, как правило, недолговечными. На описанных Мором принципах пытались строить свое общественное устройство некоторые из первых английских колоний в Северной Америке — Каролина (основанная в 1670 г.), Пенсильвания (основанная в 1681 г.) и Джорджия (основанная в 1773 г.). В основе государственного устройства Джорджии лежал принцип «аграрного равенства», в соответствии с которым земля распределялась среди колонистов поровну, и дальнейшее приобретение ее путем покупки или наследования запрещалось. Этот план лег в основу утопической «йоменской» республики Томаса Джефферсона. Одним из более или менее удачных опытов воплощения социалистической утопии можно считать существующие и по сей день в Израиле киббуцы. На принципах утопии строились и широко распространившиеся на Западе США в 60-е годы прошлого века коммуны хиппи. Ну а судьба попыток воплотить в жизнь утопические принципы социализма в СССР и других странах «социалистической системы» хорошо известна.

Израильские киббуцы
http://www.bbc.com/

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>