Беларусь и Украина станут Европой — Артемий Троицкий

2142144

Украина и Беларусь станут частями ЕС. Об этом заявил известный российский журналист Артемий Троицкий, выступивший в Вильнюсе в рамках Публичной дискуссии в Европейском гуманитарном университете.

«[Беларусь] пройдет более длинный путь, чем страны Балтии, может быть, даже более длинный, чем Украина (которая, я уверен, также будет европейской страной), но в конце концов, я уверен, что в Беларуси все будет очень хорошо. Я действительно этого хочу, и у меня нет никаких сомнений по этому поводу», — сказал он.

Артемий Троицкий не столь оптимистичен по поводу будущего России: «Единственная страна по поводу которой у меня большие сомнения — это Россия. Я не имею никакого представления о том, что произойдет с Россией. Для меня все это покрыто большой темной тучей».

Известный критик в области русской культуры Артемий Троицкий в настоящее время живет в Таллине и преподает в Таллинском и Хельсинкском университетах. Модератором дискуссии выступил д-р Дарюс Удрис, проректор по развитию и коммуникации ЕГУ. Главными темами дискуссии стали культурная и политическая ситуация в сегодняшней России, корни общественных настроений, влияние России на соседние страны и позиция современной российской культурной элиты в отношении текущих событий.

«Я всегда оптимистично смотрел на судьбу России, думал, что независимо от того, насколько долгий и извилистый будет путь, Россия рано или поздно станет нормальной страной, основанной на нормальных европейских принципах: мир, свобода, наслаждение приятной жизнью, — говорит Артемий Троицкий, — Вместо этого Россия снова показывает, что это особая страна. Я новоявленный пессимист. Похоже Россия является страной, которая никогда полностью не примет нормальные европейские правила».

По мнению журналиста, лучшими экспертами по России были не политологи и аналитики, а, скорее, художники и писатели.

«Во многих отношениях все, что происходит в России сейчас, даже в мелких деталях, было предсказано в романах Владимира Сорокина, например, в романе «День опричника».

Троицкий вспоминает, что когда книга Сорокина была опубликована девять лет назад, роман был воспринят как юмористическая антиутопия. В настоящее время, по словам А. Троицкого, мы являемся свидетелями того, как гротескные идеи книги становятся реальностью. «Тогда люди читали книгу и смеялись. Теперь она похожа на газету», — шутит он.

Троицкий отмечает, что нынешние беспорядки оказывают положительное влияние на культуру и творчество, точно также как давление в советское время привело к бурному развитию театра в 1970-х и русской рок-музыки в 1980-х годах.

«Я работал рок-критиком и музыкальным промоутером. Я могу вам абсолютно точно сказать, что наиболее плодотворным временем для российской рок-музыки была первая половина 80-х годов. Это было время появления величайших личностей русской музыки, величайших поэтов того поколения. Это было также время самого большого давления на рок-музыку, она была практически запрещена. Людей арестовывали на концертах, по крайней мере, двух или трех больших рок-звезд отправили в тюрьму. Но в то же время этот период был самым вдохновляющим для музыки», — говорит он.

По мнению Троицкого, относительно спокойное и благополучное первое десятилетие 21-го века оказалось потерянным для русской культуры, так как было создано мало достойных произведений искусства и культуры. Все изменилось в связи с нынешней политической нестабильностью в стране.

«Я очень рад, что те же самые ветераны рок-музыки, которые произвели поющую революцию в России в 80-х годах, такие люди, как Шевчук, Гребенщиков, даже Макаревич, снова в авангарде протеста культурного движения. Я действительно очень горжусь ими, очень рад, что эти ребята доказали еще раз, насколько они сильны и талантливы», — говорит Троицкий.

Несмотря на то, что рок-музыка, джинсы и другие атрибуты западной поп-культуры сыграли большую роль в падении Советского Союза, настроение большинства россиян в последнее время изменилось в противоположную сторону.

«Влияние Запада было сильным, но не глубоким, на мой взгляд. Оно началось с Петра I, но всегда охватывало очень узкие слои населения. В 18-ом веке – аристократию, в 19-ом веке – дворянство и разночинную интеллигенцию, т.е. это всегда были 10-15 процентов населения. Джинсы – это очень хорошо, рок-музыка – тоже здорово, но в конце концов шансон победил рок-музыку, потому что он ближе простому русскому человеку», — считает журналист.

Открыто критикующий нынешний режим Троицкий не видит никаких признаков оппозиции, которая бы не только критиковала, но также приняла меры для изменения ситуации. В этом отношении он сравнивает нынешнюю ситуацию в России с новейшей историей Беларуси.

«Есть очень серьезные интеллектуальные ресурсы в России. Я в восторге от российской политической и социальной публицистики. Замечательные работы, читаю с огромным удовольствием. Но этим все заканчивается. Самовыразиться из России, а все чаще и чаще из-за границы, что-то умное и хорошее написать, что-то горькое, страшное, впечатляющее и т.д. — это сколько угодно, что-то сделать – ничего подобного», — говорит он.

Придя на дискуссию в футболке «Брат Навального», выражающую поддержку находящемуся в тюрьме брату известного российского политического активиста Алексея Навального Олегу Навальному, Троицкий признался, что для него Навальный – это единственный человек, который пытается что-то изменить в России:

«Надо сказать честно, что А. Навальный единственный человек, который пытается что-то сделать, при том, что находится под домашним арестом. Настоящий герой».

Проживая за границей в настоящее время и регулярно посещая Россию, Троицкий не беспокоится о своей собственной безопасности.

«Я в целом беззаботный человек. Мне 59 лет, и я пережил разные времена. Я никогда особо не беспокоился о безопасности. Пока все нормально. Я не думаю, что являюсь опасным диссидентом. В конце концов, я только говорю. И пишу», — сказал он.

Источник: Свободная Зона http://www.szona.org/belarus-ukraina-stanut-evropoj/#t20c

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>