У украинской армии был план как защитить Крым, но отмашку не дали — генерал Замана

273810[1]

По словам бывшего начальника генштаба Украинской армии Владимира Заманы у армии был план как защитить Крым от аннексии, но отмашку на его выполнение украинским военным не дали. Об этом военный генерал рассказал в интервью газеет «Бульвар Гордона». Сдачу Крыма генерал Замана списывает на нерешительность украинских властей и некомпетентность и.о. министра обороны, адмирала Тенюха:

Еще 20 января 2014 года мне в Генштаб стали поступать сведения от разведки, что в Крыму проблемы, россияне активизировались.

– Как 20 января? То есть за месяц до побега Януковича и начала крымских событий в Киеве уже знали о «зеленых человечках»?

– Так точно. Я получил информацию от разведчиков. Что делать? Лебедеву-Януковичу докладывать? Им уже не до меня было. В начале февраля мы разработали план и под видом учений отправили в Крым разведывательную роту 25-й Днепропетровской воздушно-десантной бригады и отряды Кировоградского и Очаковского полков специального назначения. Всего около 300 человек. Более того, мы подготовили план ввода в Крым четырех батальонов ВДВ, это еще 1200 человек.

22 февраля стало известно, что Янукович сбежал. Я думал, новое руководство обратит внимание на ситуацию в Крыму, тем более что план Генштаба был готов, наша разведывательная рота уже была на полуострове. В итоге все опять ушло в бюрократию: новые руководители Генштаба и Минобороны (адмирал Игорь Тенюх, исполняющий обязанности министра обороны Украины с 27 февраля по 25 марта 2014 года, член партии «Свобода».  «ГОРДОН»). К) с утра до вечера заслушивали какие-то отчеты, а все потому, что лет 10 как в армии не были, ничего толком не знали.

У меня с новым военным руководством отношения не сложились, я пытался через своих бывших замов донести до них, что в Крыму еще с 20 января что-то странное происходит, но… (Пожимает плечами).

22 февраля меня назначили уполномоченным Верховной Рады по контролю за деятельностью Министерства обороны. В начале марта я лично отправился в Крым.

– Какая обстановка была на полуострове в это время?

– Перекопский перешеек, соединяющий Крым с материковой Украиной, уже был перекрыт, на блокпостах стояли бывшие бойцы «Беркута» (сразу после Майдана глава МВД Арсен Аваков распустил спецподразделение, часть беркутовцев ушла в Крым.  «ГОРДОН»). В начале марта на блокпостах проверяли только грузовые авто, так что мне без проблем удалось проехать.

Я приехал в штаб Военно-морских сил, встретился с командующим Черноморским флотом РФ адмиралом Витко. Мы были знакомы, встретились один на один. «Что происходит?» – спрашиваю. «Нам поставили задачу, мы пойдем до конца», – отвечает Витко, а у самого руки дрожат.

– Почему дрожат?

– Командующий флотом РФ не мог перечить Путину, хотя понимал: украинские и российские военные в Крыму давно знакомы, семьями дружат, а тут такой приказ из Кремля… Думаю, захват Крыма был спонтанной операцией России.

– Как спонтанной? Столько свидетельств, что Путин готовил оккупацию еще с 2004 года, сразу после «оранжевой революции».

– Чушь, все было спонтанно. «Зеленые человечки» постоянно ошибались: вместо блокирования украинских воинских частей часто окружали частные или государственные предприятия. Путаница была сплошь и рядом первые 10 дней крымских событий. Разговор с Витко и свидетельства наших крымских офицеров это подтверждают.

– После моего разговора с Витко в штаб Военно-морских сил Черноморского флота РФ прибыл полковник ФСБ, имени уже не помню. Предложил мне перейти на сторону России: мол, мы все в СССР служили, братья, крови не хотим, переходите к нам.

– Сколько предлагал за переход?

– Ничего, про братьев-славян рассказывал. Вдруг звонок от Аксенова (Сергей Аксенов, нелегитимный глава так называемой «Республики Крым».  «ГОРДОН»). ФСБшник передал мне трубку, Аксенов начал какой-то дебильный разговор: дескать, все, вы попали, мы не остановимся. В общем, сказал то же, что и ФСБшник, только блатным языком.

Я вернулся в Киев, встретился лично с Турчиновым и Парубием, все доложил, но…

– Что «но»?

– …мне было заявлено: наши европейские партнеры подсказывают не делать резких движений.

Еще до моей поездки в Крым было заседание СНБО, на котором глава Минобороны Тенюх доложил, что украинская армия не готова воевать с Россией, а руководство приняло решение не начинать ответных активных действий. На заседании я еще раз напомнил, что в Генштабе уже есть план введения четырех батальонов ВДВ в Крым, но мои предложения не поддержали.

– Спрошу прямо: украинские власти сдали Крым?

– Сложный вопрос. С одной стороны, полная неготовность, некомпетентность, неопытность, отсутствие политической воли, просьба «европейских товарищей» не ввязываться в конфликт. С другой стороны – немаловажен и доклад руководителей Минобороны и Генштаба, которые не владели ситуацией внутри армии, всему на ходу учились. В своих докладах властям они не то что врали, просто неадекватно оценили реальное положение украинской армии, где все было не так плохо, как нам кажется.

У меня такое бессилие, такой гнев был. Я опять поехал в Крым, но уже на своей, а не на служебной машине. Три дня по украинским частям катался, с командирами встречался. По дороге в Перевальное превысил скорость, гаишники остановили, узнали, что я уполномоченный Рады. «Ну, – думаю, – конец,  сейчас крымскому «Беркуту» сдадут», а гаишники давай меня спрашивать: из Киева приказов обороняться нет, аксеновские отморозки на нас давят, что делать?

Мы все так гордились, что украинские военные в Крыму стойко выдерживали осаду российскими войсками, но если бы Киев проявил инициативу, взял ответственность на себя, показал, что ему небезразличен Крым – наши военные отстояли бы полуостров.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>