Советские пленные — людоеды



До сих пор остается открытым вопрос о смертности находившихся в немецкой неволе бойцов и командиров Красной Армии. В немецких источниках приводится цифра в 3,3 млн погибших (58%). Чрезвычайная государственная комиссия при СНК СССР дает иную цифру — 3,9 млн человек, но в это число не вошли погибшие в Польше — 808 тыс. и Германии — 340 тыс. и несколько десятков тысяч в других государствах, что в общем итоге составляет свыше 5 млн погибших советских военнопленных.

Нет полного ответа на этот вопрос и в обзорном томе «Всероссийской Книги памяти», где приводятся результаты усилий многих поисковых коллективов, занимавшихся этим вопросом. Для сравнения, из 232 тыс. английских и американских военнопленных, взятых немцами в 1941–1942 гг., до конца войны умерли 8348 человек (3,5%).

Арон Шнеер «Плен»:

Искусственно вызванный голод привел не только к массовой смертности, но и к тому, что среди почти обезумевших от голода людей появились людоеды. Уже осенью 1941 г. неоднократные случаи каннибализма отмечены в лагерях Бобруйска, Брянска, Гомеля, Резекне, Саласпилса, Остров–Мазовецкого и др. 

В Львовском лагере, известном под названием «Цитадель», был случай, когда одну камеру, где находились советские военнопленные, не открывали много дней, а когда открыли, то увидели, что труп умершего от голода заключенного, был наполовину съеден его товарищами. О том, что людоедство было распространено в этом лагере, свидетельствует параграф № 2 приказа коменданта лагеря: «Запрещено есть трупы военнопленных и отделять части».

С.Голубков, вспоминая пребывание в лагере Рославль, пишет: «Начались разговоры, что в лагере появились людоеды. Усиленно передавали, что в лагере появилось много мяса. Его поджаривают на кострах, варят, продают, едят, меняют на разные вещи. В лагере участились случаи, когда стали обнаруживать трупы с обрезанными мышцами ног, с вскрытой грудной полостью. Во время очередного обхода госпиталя немецкий врач Лейпельт принес в аптеку завернутое в бумагу сердце. Пленные врачи единодушно определили: сердце человеческое. Немецкие власти обыскали значительную группу пленных и у некоторых нашли вареное, явно человеческое мясо. Люди не отрицали, что такое мясо они едят».

В декабре 1941 г. во многих лагерях «умерших пленных обнаруживали по утрам с вырезанными ляжками, или вынутыми сердцем и печенью». В Саласпилсе «встречаются трупы с вырезанными ягодицами или разрезами на боку. Это дело рук людоедов. Более примитивные режут ягодицы, а более изощренные надрезают бока и вытаскивают печень. По этому поводу все время читаются строгие приказы, но людоедство не переводится».

К. В. Баранов рассказал, что в Резекненском лагере случалось, что «обезумевшие от голода пленные вырезали мясо у умиравших, но еще живых людей». То же самое происходило в Мариупольском лагере, в котором «люди сходили с ума и в невменяемом состоянии поедали части тел еще не умерших людей». 

В лагере поселка Чкалов Каракубского района Сталинской области голод привел к крысоедству, людоедству. В результате голода военнопленные, проникая к местам сложенных трупов, обрезали мышцы, извлекали внутренности. Немцы, как они считали, боролись с людоедством. В том же лагере трупы 50 человек с вырезанными мыщцами и 50 человек, сильно изнуренных голодом, предположительно людоедов, были заперты в бараке и сожжены. 

В Резекненском лагере барак, в котором было обнаружено людоедство, немцы оставили на «4 дня без пищи и в бараке вообще не осталось живых».

В Житомирском лагере пленные затащили упитанного повара из военнопленных в подвал, убили и съели его. В наказание немцы расстреляли 200 человек во дворе лагеря.

В Бобруйском лагере № 131 за людоедство немцами было расстреляно 28 пленных.

Б.Н.Соколов рассказывает о публичной казни людоедов, пойманных с поличным. «В назидание другим весь лагерь, кроме больных и раненых, в несколько рядов выстроили в виде огромной буквы П. Под конвоем на середину вывели двоих без шапок. Оба чернявые и с виду неистощенные. Говорили потом, что они будто бы уроженцы Средней Азии. У обоих на груди висят доски с надписью на двух языках: “Я людоед”. Старший переводчик долго и монотонно читает приказ. В нем очень подробно и обстоятельно разъясняется, что людей есть нельзя, а нужно быть довольным тем пайком, который каждый получает ежедневно. …выстрелы щелкнули негромко… и мы расходимся. Ни слова осуждения, ни одобрения, ни просто оценки только что происшедшему событию ни от кого не слышно. Говорят о своих повседневных делах. До какой же степени душевного очерствения мы дошли? И как привычна и обыденна для нас стала смерть, неважно какая». Часто сами пленные либо убивали, либо передавали людоедов немцам, которые на глазах всего лагеря расстреливали или вешали их, предварительно фотографируя. Эти снимки немцы использовали в пропагандистских целях, для характеристики советских военнопленных как недочеловеков – «untermensch», животных.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>